среда 28

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
?
Май, 2025
Сегодня
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       
Выберите дату
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Нов
Дек
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 30 января 2009

«Я умею держать паузу...»

Когда я позвонила актрисе театра юного зрителя, заслуженной артистке России Ирине Капраловой, чтобы договориться об интервью по поводу её юбилея, Ирина Степановна долго отнекивалась, не называя конкретной причины. А потом вдруг призналась: «Мне просто неудобно: какой смысл писать об актрисе, которая больше не играет?»

автор Лариса ДРАЧ    фотограф Фото из архива актрисы.

 

– Как не играете? Вы ушли из ТЮЗа? Когда? Куда? – недоумеваю я.
– Нет, по-прежнему числюсь в труппе, но вот уже два года я абсолютно не занята в репертуаре. Нельзя же всерьёз считать занятостью роль графини Вишенки в спектакле «Чиполлино». Ближайший мой спектакль через месяц, а до того дня я совершенно свободна, – ответила актриса.
С Ириной Степановной мы всё-таки встретились: простой-простоем, а юбилей, как говорится, по расписанию. Да и «не по-королевски» как-то (вот она на снимке – в роли Королевы в спектакле «Кольца Альманзора») лишать себя и поклонников своего таланта такого замечательного праздника из-за каких-то текущих недоразумений. В том, что ситуация со «сценическим простоем» заслуженной артистки России прояснится в самое ближайшее время, я абсолютно уверена. Ведь ещё совсем недавно многие зрители в ТЮЗ ходили «на Капралову», обязательно уточняя в кассе при покупке билетов, она ли играет сегодня, а если в спектакле была занята другая актриса, говорили: «Ладно, в другой раз посмотрим».
Пришедший два года назад в театр новый художественный руководитель Роман Мархолиа СВОЕЙ актрисы в заслуженной артистке России Ирине Капраловой не увидел, в результате – полное отсутствие ролей на протяжении последних двух лет. Ирина Степановна сетует, что Роман Михайлович как-то обмолвился, дескать, хорошая актриса Капралова, «жаль только не поющая». Это она-то, за два года в музыкально-драматическом театре отыгравшая тринадцать спектаклей – не поющая? Это она, на протяжении пяти лет сочиняющая для своей любимой новогодней роли Бабы Яги новые песни, мгновенно становящиеся в театральном закулисье шлягерами – не поющая?! Это она, выводящая рулады «без фанеры» и одновременно лихо отплясывающая в «Вечере русских водевилей» – не поющая?! Очевидно, я ничего в этом премудром театральном деле не понимаю, если Капралова – «не поющая».
...Родилась и выросла Ирина в Днепропетровске. Профессии её родителей были далеки от артистического мира – отец слесарил на заводе, мама, как говорили в то время, «сидела на конфетах» – была продавцом. Однако дочь шести лет от роду отдали в балетную студию, где она и простояла у балетного станка вплоть до окончания восьмого класса, не мысля свою жизнь без па-де-де...
В хореографическое училище не прошла по конкурсу, но, поскольку бацилла сцены в крови уже обосновалась прочно, по окончании школы поступила на двухгодичные курсы при Киевском театре оперетты. В 1978 году в трудовой книжке Ирины появилась первая запись о том, что она принята актрисой в музыкально-драматический театр города Кривой Рог. (Забегая вперёд, замечу, что тут элементарный арифметический подсчёт преподносит ещё одну юбилейную дату: в прошлом году заслуженная артистка России Ирина Капралова отметила
30-летие творческой деятельности. Точнее, отметила БЫ, если бы на тот момент времени она была «на виду и на слуху»).
...Актёрская жизнь как бы сама по себе предполагает охоту к перемене мест, и, поговори с иным провинциальным актёром, то в непродолжительной беседе с ним учебник географии вспомнишь от корки до корки. Но молодую актрису Ирину бог от актёрского «бродяжничества» миловал: попробовав свои силы в Кривом Роге и Сургуте, она во время «остепенилась» и отправилась получать высшее профессиональное образование в Ярославский театральный институт. Так Ирина Капралова стала ярославной.
Но вопреки мечтам и накопленному немалому актёрскому опыту (всё-таки по два года в каждом предыдущем театре отработала), жизнь не спешила расстелить Ирине под ноги ковровую дорожку. Куда не обращалась актриса с просьбой о приёме на работу – всюду следовал отказ. Охватившее тогда состояние отчаяния, пожалуй, можно сравнить только с её сегодняшним «безрольем». Но, как говорила Фея из сказки про Золушку, «очень вредно не ездить на бал, если ты этого заслуживаешь». Ирина Капралова – заслуживала, и вот вскоре ей предложили должность помощника режиссёра в театре юного зрителя.
– Пойдёшь, спросили меня? Пойду ли?! Да я к тому времени была готова хоть уборщицей устроиться, лишь бы работать в театре, да все ставки оказались на тот момент заняты. А тут – помощник режиссёра, практически предел мечтаний! Конечно, я согласилась и три года простояла за пультом, – вспоминает Ирина Степановна.
Актёрскую звезду Ирины Капраловой «по-настоящему» зажёг пришедший в театр режиссёр Александр Сергеевич Кузин. Именно он рассмотрел в помреже недюжинное актёрское дарование и дал, несмотря на весь её предшествующий сценический опыт, подлинную путёвку в актёрскую профессию.
– Мы тогда начали репетировать «Золушку», и вдруг Александр Сергеевич вызывает меня к себе в кабинет. Я в полной уверенности, что иду всего-навсего за рабочим экземпляром пьесы, захожу к нему и неожиданно слышу: как вы посмотрите на то, что мы переведём вас в актрисы? (Это называется, каков будет ваш положительный ответ...)
Это судьбоносное в жизни Ирины Капраловой событие произошло 1 апреля 1990 года. Такая вот удачная получилась первоапрельская шутка.
Потом было много удач и ошибок, отчаянных слёз за кулисами и счастливых после премьерной опустошённости под шквал зрительских аплодисментов, споров до хрипоты с режиссёром и десятки сыгранных ролей... – всё то, что и составляет суть актёрской профессии. Сегодня о той счастливой поре напоминают лишь подписанные режиссёром Александром Кузиным премьерные программки спектаклей. На одной из них, к спектаклю «Быть или не быть» Гиббсона, в котором героиня нашего сегодняшнего рассказа сыграла одну из главных ролей – Анну, жену Шекспира, кузинской рукой выведено: «Очень за тебя рад. Те редкие мгновения профессии, когда роль – событие. Поздравляю тебя и надеюсь, что в театре родилась настоящая драматическая актриса...» К слову, за эту роль актриса была удостоена областной губернаторской премии имени Волкова за заслуги в развитии культуры и искусства.
Мы перебираем с Ириной Степановной кропотливо собранный ею за годы работы в театре архив – пожелтевшие вырезки из газет, исписанные поздравлениями и разными добрыми словами коллег по актёрскому цеху программки спектаклей, фотографии... Вот Кузин после премьеры спектакля «До третьих петухов» признаётся: «С тобой легко работать». В спектакле «На дне» Ирина Капралова блестяще сыграла роль Насти, и эта её актёрская удача не осталась незамеченной внимательным и чутким режиссёром. Тут же Иринин архив пополняется очередными словами благодарности «за верный и самоотверженный труд». Или вот ещё: «То, что ты сотворила с этой ролью в театре, называется удачей. Побольше таких ролей». Это Кузин написал после премьеры спектакля «Ромео и Джульетта», где Ирина Капралова сыграла роль Кормилицы. Эта роль по сей день её любимая, и изредка, когда уж совсем тоска подступит к горлу как удушье, актриса пересматривает записанный на диск спектакль, суфлерским шёпотом безошибочно подавая себе «экранной» реплики. Или пишет стихи, пытаясь разобраться «зачем же жизнь меня, как ту волну прибила к пустому берегу, где камни и песок»?
...Ирина Капралова из тех, кто наизусть выучил пожелание Булгакова «никогда ничего не проси у сильных мира сего. Сами всё предложат и дадут».
– Я умею держать паузу, – призналась на прощание актриса.
Хорошо бы, чтобы эта пауза не затянулась слишком надолго.

Читайте также
  • 19.12.2012 Цветы и женщины Ирины ФлоринскойИрина Флоринская – художник, хорошо известный как в Ярославской области, так и далеко за её пределами. А тем, кто ещё незнаком с её творчеством (хотя
  • 13.10.2012 Секрет её обаяния В спектакле Волковского театра «Концерт» («В шесть часов вечера после войны») заслуженная артистка России Ирина Чельцова и народный
  • 10.10.2012 «Безопасный город» получит федеральную поддержку Программа «Безопасный город», которая с 2011 года реализуется в Ярославле в рамках областной целевой программы «Безопасный регион»
  • 27.09.2012 Дамы путешествуют и творят Городской выставочный зал имени Нужина представляет выставку двух интересных художниц декоративно-прикладного искусства – Ирины Соловьёвой и Ларисы Сельской.
  • 11.07.2012 Посёлок-призрак станет явью В минувшее воскресенье в посёлке Суринский Ярославского района состоялся сельский сход. Встретиться с жителями приехала глава Ивняковского сельского поселеня
  • 08.06.2012 Ирина без помощи не оставит Есть в моей жизни человек-маячок, по которому сверяю свои мысли и поступки. Про таких говорят: кристальный человек. С детства Ирина отличалась обострённым
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают